RSS

Обучение на отделении театрально-декорационного искусства Колледжа музыкально-театрального искусства №61

11.11.2013

На отделении «Театрально-декорационное искусство» существуют два уровня образования — школа (с 1 по 9 класс) и колледж, выпускающий специалистов для театра по двум квалификациям (художников театра и художников-технологов театрального костюма). Остановлюсь подробнее на каждой из них.

В 1-й класс школы мы принимаем детей в возрасте 7 лет после прохождения творческих вступительных испытаний, которые позволяют выбрать их большого количества малышей наиболее одаренных. Уже с первого класса учащиеся, помимо общеобразовательных, изучают такие предметы как рисунок, живопись, декоративная композиция, станковая композиция, мировая художественная культура, мастерские и театр. Предмет «Основы декорационной композиции» в художественных школах, насколько нам известно, не проходят, но мы его в учебный план ввели намеренно, учитывая направленность обучения на театр. В настоящее время по этому предмету накоплен огромный методический материал. Все предметы одинаково обязательные для изучения каждому ученику.

Интересны межпредметные связи в обучении школьников, например, на МХК дети проходят некую культурную эпоху, параллельно на станковой композиции создают работу по той же теме. На уроках по предмету " Театр" фантазируют в эскизах и макетах по выбранной пьесе и по своим эскизам изготавливают бутафорский предмет или костюм для героя той же пьесы. Необходимость создания эскизов декораций, костюмов, макетов по выбранной учащимся пьесе, заставляет ребенка вдумчиво вчитываться в текст пьесы, побуждает его к походу в библиотеку за сбором материала, музеям и театрам. Деятельность ученика становится индивидуальной — осмысленной и активно-познавательной.

Главная наша цель — всесторонне развить дарование ребенка, научить получать удовольствие от процесса познания, привить ему любовь к такому сложному виду искусства как театр, дать возможность попробовать свои силы при создании эскизов и декорации для выбранных спектаклей.

Как и студенты, школьники имеют промежуточные и полугодовые просмотры учебных работ (зимой и летом) по всем предметам музыкально-театрального компонента. На каждом зимнем и летнем просмотре дети удивляют нас полетом фантазии и умением нестандартно мыслить. Студенты всех курсов любят приходить на эти выставки — детская непосредственность и их богатое воображение бывают уникальны!

По окончания 9 классов учащиеся школы имеют возможность поступать на одну из двух специальностей, которые реализует отделение «Театрально-декорационное искусство» колледжа. К выбору они подходят осознанно, так как за годы своего обучения в школе бывают хорошо знакомы с сутью каждой из них.

Специальность «Живопись» (мы набираем, каждый год, студентов на специализацию «Театрально-декорационная живопись») в нашей стране реализуется не одно десятилетие и готовит специалистов с квалификацией художник театра. В театре в процессе создания спектакля художник является одним из главных действующих лиц, так как именно он определяет, какой будет «картинка», визуальный ряд постановки. Являясь «носителем культуры», для работы над спектаклем он должен обладать широким спектром знаний. Помимо владения традиционными и современными приемами, технологиями и материалами, ему следует ознакомиться с историей театрального, и изобразительного искусства, музыки, сценографии, а так же хорошо владеть историей материальной культуры и быта. В процессе изучения этого материала, студенты получают культурную платформу, позволяющую им стать полноценной гармоничной личностью.

Нельзя не согласиться с мнением академика РАХ М.М. Курилко, что одним из определяющих компонентов в деятельности художника театра является изобразительная грамотность — то, что именуется в искусстве школой. Крепкий рисунок позволяет нарисовать грамотно любую деталь, а хорошо развитое чувство цвета позволит создавать живописную гармонию. Иногда двух-трех цветов оказывается достаточно, чтобы произвести на зрителя очень сильное впечатление, позволяющее ему дорисовать в своем воображении все, что опущено художником, но о чем можно догадаться.

При поступлении абитуриенты сдают экзамены по рисунку, живописи и станковой композиции (плюс комплексный экзамен по русскому и литературе).

Образовательная программа этой специальности включает в себя глубокое изучение академических дисциплин — рисунка, живописи, композиции и «театрального блока» — театральной композиции, основам исполнительского мастерства, истории театра, истории костюма и предметов быта и прочее.

Теоретическое обучение подкрепляется обязательным прохождением профессиональной практики в мастерских ведущих театров Москвы. Практика студентов проходит в бутафорских цехах и цехе мягких декораций производственных мастерских Государственного Академического Большого Театра России, киностудии «Мосфильм» и Московского драматического театра им. Н.В. Гоголя. Под руководством ведущих профессионалов ребята участвуют в подготовке премьерных спектаклей и реставрации старых декораций. Это наделяет их ощущением сопричастности к жизни современного отечественного театра.

Летом обязательный выезд на пленэр. Стараемся подбирать базы для практики не случайные. Мы несколько раз выезжали в Тверскую область — Дом творчества им. Кардовского и город Калязин; в Псковскую область — Вышний Волочек, Дом творчества от союза Художников России; в Переславль-Залесский. По окончании пленэра проводится просмотр и выставка лучших работ в стенах колледжа. Надо отметить, что в выставке принимают участие и работы преподавателей — лето не проходит для всех «бесследно» в творческом плане.

Вторая специальность, реализуемая на отделении «Театрально-декорационное искусство», специализация «Художественно-костюмерное оформление спектакля». Выпускник получает квалификацию художник-технолог театрального костюма. Студенты на протяжении всех лет обучения помимо академических дисциплин (рисунок, живопись) очень глубоко изучают на 1-2-м курсах современный костюм (моделирование, конструирование и технологию обработки) и 3-4 курсах исторический театральный костюм. При этом каждый семестр они отшивают костюм в полном объеме. Кстати, для нашего студенческого театра оперы и балета в рамках курсовых и дипломных работ студенты выполнили костюмы для многих постановок, например, оперы «Горебогатырь Косаметович», «Король Еловая шишка», «Грибной переполох» и др.

В 2010 г. Департамент образования выделил большую сумму денег на закупку новейшего швейного и компьютерного оборудования в наши мастерские современного костюма и театрального костюма. Мы надеемся, что новое оснащение позволит нам вывести уровень подготовки специалистов по данной специальности на более высокий уровень, даст возможность нашим выпускникам быть более конкурентоспособными при устройстве на работу.

В образовательную программу по этой специальности также входят интереснейшие дисциплины — история театра, история и композиция костюма, балетный костюм, аксессуары, головные уборы. Освоение этих дисциплин требует от студента и внимания, и усидчивости, и таланта, и терпения. Приятно наблюдать как меняется внешний облик студенток к старшим курсам — ведь свои знания и пусть небольшой опыт того как работает костюм на имидж человека, они применяют по отношению к себе.

Много учебных часов отводится на практические занятия в наших аудиториях и профессиональную практику. Чаще всего мы отправляем студентов в мастерские Большого театра. Нескольких выпускниц приняли по окончании колледжа туда на постоянную работу.

Ребята приходят к нам на 1 курс в подростковом возрасте 15-17 лет. В группе смешиваются и «старенькие» (наши выпускники школы) и «новенькие». Не каждый из них готов интеллектуально и даже физически к тем нагрузкам, которые за 4 года обучения им предстоит пройти. И в этом вопросе не последнее место занимает личность преподавателя.

На данный момент почти все преподаватели нашего отделения довольно молоды. В подавляющем большинстве все они выпускники МГАХИ им. В.И.Сурикова, члены молодежной секции Союза Художников, люди очень талантливые, ищущие, не равнодушные. Их активная жизненная позиция, как пример, необыкновенно важна для становления личности студентов. Мы стараемся поддерживать контакт с маститыми преподавателями, чьи мастерские заканчивали наши преподаватели, регулярно привозим к ним на просмотр наших лучших студентов. Этот контакт позволяет «набирать» опыт и проверять правильность профессиональной оценки нашим молодым преподавателям, а для студента такие показы крайне важны, ведь большинство из них по окончании колледжа стараются поступить в институт. Очень приятно, что многие выпускники успешно поступают и в ведущие ВУЗы Москвы — МГАХИ им. В.И. Сурикова, МГХПА им. С.Г.Строганова, МГГУ им. М.А.Шолохова и др.

Совместные выставки творческих работ «учащиеся-студенты-преподаватели» для нашего отделения явление очень частое, как в стенах колледжа, так и в масштабах Москвы и области.

Также работы студентов и преподавателей колледжа музыкально-театрального искусства № 61 регулярно экспонируются на выставках в России и за рубежом. Ряд их завоевал призы на всероссийских и международных конкурсах и фестивалях изобразительного искусства (Международный фестиваль «Дети России — Детям Европы» Финляндия, Швеция и Норвегия 2008 г.; «Крылья Магриба» Тунис-2009 г; «Молодежь играет Шопена» Польша — 2010г.; «Испанская фиеста» Испания-2011 и т.д.). Во время участия в международных конкурсах и фестивалях, мы стараемся помимо фестивальных мероприятий оставить время для похода по музеям, знаменитым памятникам историческим и культурным и успеть, хоть немного, уделить время для зарисовок и этюдов. В группе, уже традиционно, прекрасно совмещаются художники всех возрастов от учащихся начальной школы, студентов 1-4 курса до преподавателей.

Полученное вколледже образование, сочетающее твердую академическую школу стеоретическими иприкладными предметами ипродвинутыми компьютерными технологиями, позволяет студентам стать нетолько узкопрофильными специалистами, ноиживописцами, графиками, дизайнерами идекораторами ипоступать набюджетное отделение введущие Вузы страны.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати